Учитель логопед



Буквы из всего

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома:

Пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из – под «киндер – сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе:

– рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;

– придумывайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;

– выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу:

– ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это [Л], а если ее вот так соединить – получится [О]»).

– узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [Т], а эта черника на [О]»).

Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом


Домашняя игротека

Игры на кухне.

  • Не секрет, что значительную часть времени Вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, Вы заняты приготовлением ужина, а Ваш малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет Вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.
  • Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
  • Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!
  • Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.
  • Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д.
  • Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).
  • Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
  • Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
  • Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.
  • Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Кар – р – р –тофель или капусту?

Ар – р – р – буз или дыню?

Пер – р – р – сики или бананы?

Лук или огур – р – р – цы?

Помидор – р – р – ры или баклажаны?


Какими упражнениями можно развивать речь

  • Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  • Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
  • Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
  • – какими словами, красками можно описать время года;
  • – назови слово – предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только веселые слова;
  • – расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;
  • – играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагаем закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что…

Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что …

Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что …

Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что …;

– играйте в игру «Хорошо – плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

– играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.

– играйте в слова, где изменяется только один звук: почка-дочка-точка-кочка…

  • Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ,   мультфильм.Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
  • Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут…елке.)
  • Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
  • Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Ранний возраст 

Рекомендации для родителей

  • Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.
  • Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до трех лет. Количество слов, которое ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботиться о нем.
  • В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?
  • У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и неба.
  • К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
  • Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
  • Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
  • Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
  • У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
  • В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
  • Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
  • В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.
  • Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.

1.   Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.

2.   Вести «параллельный разговор» – «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.

3.   Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.

4.   Использовать прием дополнения детского высказывания.

5.   Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончания действия.

6.   Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.

7.   Петь песенки.

8.   Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.

9.   Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.


МДОБУ "Агалатовский ДСКВ № 1"